Легенда о плавдоке

Четыре года назад, в октябре 2018 года на территории 82 СРЗ в Росляково произошло затопление плавучего дока, в котором проходил ремонт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В результате инцидента погибли два человека (тело одного из специалистов так и не было найдено, поэтому его признали погибшим по решению суда).

Следователям потребовалось три года, чтобы изучить все обстоятельства дела и найти виновного в этой трагедии. Обвиняемым оказался Павел Кузьмин – начальник ПД-50, который, по версии следствия, не только причастен к гибели рабочих специалистов, но и причинил ущерб Министерству обороны в размере более 60 миллионов рублей. «Арктический обозреватель» выяснил детали дела, которое уже год рассматривают в Ленинском районном суде Мурманска.

Потерпевшей стороной выступает Минобороны РФ, требующее с начальника плавдока возмещение ущерба на десятки миллионов рублей за повреждения крейсера «Адмирал Кузнецов».  В сентябре нынешнего года 82 СРЗ и АО «Звёздочка» (выполнял ремонт ТАВКР) заключили мировое соглашение, согласно которому судоремонтный завод выплатит компании 137,8 миллионов рублей до конца 2023 года. Эту сумму СРЗ не требует с Павла Кузьмина.

Впрочем, это не единственная крупная цифра, которая фигурирует в деле. В ходе судебного заседания также озвучено, что ущерб 82 судоремонтному заводу составляет 229,2 миллионов рублей, а Минобороны – 69,7 миллионов рублей. Это составляет общую сумму претензий к обвиняемому по уголовному делу.

Но кроме вопроса компенсации в деле есть и другие особенности. Как рассказал «Арктическому обозревателю» адвокат подсудимого Максим Давыдов, его клиент не признаёт вину и считает, что вменяемые ему преступления не имеют причинно-следственной связи с самой аварией.

«Есть организационно-распорядительный документ, разработанный ещё 40 лет назад. согласно которому перед погружением дока разрабатывается схема заполнения водой балластных отсеков. В материалах дела нет этой схемы и как она выглядит – никто не знает. Сторона обвинения этот документ показать не может, и как таковая методология ее разработки тоже отсутствует», - поясняет Максим Давыдов.

Необходимые проверочные расчеты докования крейсера в ПД-50 выполнены специализированным конструкторским бюро и хранятся в секретной части завода. Погружение дока проходило по приборам, которые контролировались должным образом: все параметры, регламентируемые правилами, зафиксированы в доковом журнале и не превышают допустимых значений.

Не мало и других технических несостыковок. В ходе судебных слушаний выяснилось, что ПД-50 находился в речном регистре, хотя правилами эксплуатации определено, что годность к эксплуатации плавучих доков определяет морской регистр. По результатам исследования плавдока было обнаружено разрушение ответственного сварного шва на протяжении более 20 м, выполненного с недопустимым браком – непроваром.

Поступление воды интенсивностью 6000-7000 м3/час через разрушившееся соединение в помещения выше палубы безопасности вызвало короткое замыкание в силовых сетях, цепях управления автоматическими выключателями и дизельной автоматики, что не позволило перейти на собственные источники электроэнергии.

Если бы данный дефект обнаружили перед вводом в эксплуатацию, то док было бы запрещено использовать по назначению.

Возможно, общественность смогла бы и больше узнать о рассмотрении дела в суде, но «третьи лица» сделали так, чтобы на заседания не попали люди «с улицы». 18 августа нынешнего года журналист «Арктического обозревателя» присутствовал на одном из слушаний по делу Кузьмина, однако следующее заседание проводилось уже в закрытом режиме. Как выяснил «АО», ходатайство о введении закрытого режима заседаний было направлено от областного управления ФСБ, где пояснили, что в ходе судебных разбирательств разглашаются сведения, имеющие государственную важность.

С сентября все заседания по делу Кузьмина проходят в закрытом режиме.

Скорее всего, речь о технических характеристиках ТАВКР «Адмирал Кузнецов», который находится на балансе Минобороны. А где Министерство обороны, то там -  государственные секреты, логично?

В настоящее время, сторона обвинения заканчивает предоставлять доказательства по делу, после чего слово будет предоставлено стороне защиты и затем начнутся прения. Предположительно, суд «выйдет на решение» уже в начале 2023 года.