Написать этот текст планировалось ещё в середине лета, когда солнце круглосуточно глазело в городские окна, а горожане активно пользовались велосипедами, стоянки которых были организованы по всему проспекту Ленина. Погожие дни летом в Мурманске – большая редкость и жители города-героя используют любую благоприятную возможность, чтобы не сидеть в квартирах и офисах. Кто-то отравляется на импровизированный пляж на реку Ура, кто-то просто выезжает в пригород погулять, а кто-то катается по городу на велосипедах. И появление велопроката в Мурманске стало большим событием. Опустим пафосные эпитеты по поводу «самого северного проката» и рассмотрим это благое дело с оборотной стороны.
Мой дом находится на площади Спорта и из окна открывается вида на подъём от жд-переезда до ул. Челюскинцев. То, что я наблюдал практически каждый погожий день меня откровенно говоря погружало в недоумение – почему несложная горка от переезда до светофора вызывала такое напряжение у велосипедистов? – каждый, кто ехал на велосипеде с корзинкой на руле в буквальном смысле слова извивался, а некоторые и вовсе шли рядом с великом. Не выдержал – вышел и спросил «отчего так?». Оказывается, это городской прогулочный велосипед, разработанный французской компанией, и предназначен для « коротких прогулок по асфальтированным дорогам и небольших поездок за их пределами». То есть, конструкция байка такова, что не слишком подходит для поездок по горкам, и неподготовленному человеку преодолевать горки на таком тяжёлом велосипеде (вес - 20 кг) очень и очень сложно.
Стоит ли напоминать, что Мурманск – город террас, и более-менее ровная местность– это центр города, и даже прибрежная линия ниже проспектов Ленина и ул. Шмидта и Челюскинцев. То есть, съехать вниз, к заливу – комфортно, а вот подняться даже в маломальскую в горку на этом велосипеде оказалось проблематично.
И как только закончились солнечные деньки все прокатные станции оказались забитыми велосипедами – никто не желает кататься в холодный дождь и ледяной ветер.
Теперь финансовая сторона вопроса. В интервью владельцу кальянной Роману Глеку губернатор Мурманской области Андрей Чибис сослался на прямые договорённости об организации велопроката с самим Андреем Костиным – главой ВТБ. Допустим, это так (хотя во всех релизах банка упоминается зампред правления ВТБ Анатолий Печатников), и банк вложил в этот проект около ₽130 млн. По словам Андрея Владимировича, «этот проект никогда не окупится».
Давайте посчитаем
В Мурманске установили 10 прокатных станций ёмкостью до 15 байков на каждую, а всего в городе запущено 100 велосипедов. Согласно открытым источникам, на начальном этапе проект спонсируется каким-либо инвестором. Например, банком (в нашем случае – это ВТБ), который покрывает капитальные затраты – это сами велосипеды и прокатные станции. А операционные – ложатся на заказчика (правительство Мурманской области). Известно, что региональный кабмин через очередное АНО выделил ещё около ₽27 млн.
Из проведённой закупки известно, что стоимость одной станции (веломата) составляет примерно ₽300 тысяч рублей. Веломаты закупались у единственного поставщика на два города – Мурманск и Петербург. То есть, 10 станций обошлись чуть дороже ₽3 млн. Добавим сюда стоимость велосипедов – пусть каждый велосипед стоит по ₽60 тыс. – ещё ₽6 млн, и получаем, что капитальные вложения составили около ₽9 млн (округлим до 10). Из опыта аналогичных проектов можно посчитать и величину операционных расходов – в год на один велосипед они составляют около ₽50 тыс. То есть – ещё ₽5 млн.
Возможно, цены будут несколько выше, так как в Мурманске используются французские велосипеды, и питание не от солнечных батарей, а от городской электросети. Но эти цифры уже не особенно влияют на масштаб. Итого – ₽15 млн в первый год.
Из опыта Москвы, где этот проект реализуется с 2013 года, самым популярным тарифом является «дневной» за ₽150 (кстати, в Москве этим летом прокат подешевел и теперь дневная аренда стоит всего ₽105). Он предполагает использование велосипеда в течение 24 часов, при этом 30 минут – бесплатно. Две трети поездок укладываются именно 30-минутный интервал и не продлеваются. Получателем платежа за велопрокат является «дочка» ВТБ – компания «Ситибайк». Она же получает плату за прокат и в Мурманске.
Если принять, что и в Мурманске самым популярным является тариф за 150 рублей, и за месяц с открытия велопроката северяне совершили 15 тысяч поездок, то вполне реальным кажется, что месячная выручка может достигать ₽2,25 млн. Стало бы за весь сезон (ориентировочно до 1 октября) она может составить ₽5,6 млн. при минимальных условиях. Если проект продолжится (а к этому есть все предпосылки), то в следующем сезоне, который явно будет длиннее нынешнего, возможно не только возврат вложений, но и перспектива получения минимального дохода. Впрочем, вероятнее всего, вложения продолжатся, и срок окупаемости опять отодвинется, но он по прежнему будет находится в расчётных временных рамках. Главное, чтобы погода не подвела.
Финансовые отношения между материнской (ВТБ) и дочерней (Ситимобайл) компаниями нас мало интересуют, но загадки остаются – откуда взялись ₽130 млн и куда (на что) ушли ₽27 млн? При таких вводных разумеется ни о какой окупаемости речи быть не может, но это уже вопросы к ревизорам.
Кстати, о самих веломатах. Согласно техническому заданию к закупке, «терминал предназначен для монтажа на специальное ЖБИ изделие, монтируемое в асфальт на глубину не более 300 мм». В случае с Мурманском они установлены непосредственно на асфальт. Более того – прямо на тротуаре, чего по правилам уличной сети быть не должно (взять хотя бы механизированную уборку улиц). Выходит, заключение, которые выдал Евгений Никора, заведомо не соответствует нормам и правилам, а это означает, что оно может быть не совсем законно. Видимо спешка, с которой шёл монтаж терминалов, ещё аукнется и властям, и горожанам.