Как известно, выборное законодательство Российский Федерации причудливо и замысловато, что позволяет не нарушая его трактовать так, как выгодно. Самый яркий пример – соседняя Карелия.
Немного вводных.
В Республика Карелия в единый день голосования (13 сентября) должны пройти более 20 выборов разных уровней – от довыборов в сельсоветы до выборов глав муниципалитетов. Согласно действующему законодательству, решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При этом, сокращение данных сроков допустимо для досрочных выборов и не более чем на одну треть. В нынешнем году все выборы в Карелии плановые, а значит и сдвиг по срокам в целом не допустим. То есть, решение о назначении выборов должно было быть принято в период с 14 до 24 июня.
Вместе с тем, в начале июня председателям советов муниципальных образований республики за подписью министра национальной и региональной политики Карелии Сергея Киселёва было разослано разъяснение, в котором по сути дублируется законодательство о выборах, но с подчёркнутой оговоркой: в связи с угрозой распространения COVID-19, местным советам рекомендовано не проводить заседания по вопросу назначения выборов. «В этом случае, назначение выборов будет осуществлено решением теризбиркомом в более поздние сроки – с 25 июня по 04 июля 2020 года», – говорится в письме.
Действительно, выборное законодательство позволяет ТИКу в случае непринятия советами решения взять бремя ответственности на себя. Хотя и странная ситуация – избирательная комиссия – такой же многочисленный орган, как и совет депутатов. Получается, что их не жалко? И второе. Согласно уже другом закону «Об основах местного самоуправления» напрямую вмешиваться в дела муниципалитетов без веского (читай – законного) основания запрещено. И видимо поэтому в письме имеется осторожная формулировка «полагаем возможным рекомендовать». А следуя логике вертикали власти, фраза «рекомендовать» имеет тот же смысл, что и «обязательно к исполнению».
Успеть в последний вагон.
Местные политические эксперты уверены, что всё это было затеяно ради одного – не допустить к участию (а по сути – заставить сорвать) прямые выборы главы Сортавалы, и именно они до сих пор не назначены. Затянувшийся политический конфликт уже выплеснулся в ТГ-каналы – карельские авторы выступили в поддержку главы Сортавалы Сергея Крупина, публикуя посты с тэгом #ДержисьКрупин.
Совет Сортавальского городского поселения выборы не назначил, необоснованно нарушив федеральный закон, гарантирующий избирательные права граждан. Но это не может отменить основное содержание самих выборов – наделить властью того, кто пользуется большей поддержкой избирателей.
«У политического конфликта всегда есть много измерений. Одно из них – временное. Градоначальник вполне может ставить вопрос об эффективности работы и даже бездействии депутатов. Представительный орган местного самоуправления муниципального образования имеет право предъявлять претензии к работе главы города. Однако в политическом конфликте рано или поздно наступает очень важная стадия. Она называется выборы. Выборы – самая эффективная форма участия граждан в функционировании городского политического режима», – прокомментировал «Арктическому Обозревателю» политический публицист Олег Реут.
Для сведения: другие советы выборы назначили буквально в последний из возможных дней – запрыгнули в последний вагон уходящего поезда под названием «демократические выборы»