Трудно не согласиться, что туризм – важная сфера экономики в Мурманской области. Благодаря неописуемым красотам Кольского полуострова, разнообразию активного отдыха и особенностям местной кухни, Заполярье притягивает туристов не только из российских регионов, но и из других стран (особенно – из Азии). Поэтому властям попросту грех – не воспользоваться случаем и козырнуть хорошими цифрами по числу приезжающих отдохнуть в регион.
Как раз 2021 год и должен был стать тем периодом, который ярко подтверждает привлекательность Мурманской области. Главную сочность данным о турпотоке придаёт сравнение с «пандемийным» 2020 годом, на чьём фоне любые цифры стали бы красоваться. Так и произошло.
Как заявил председатель комитета по туризму Мурманской области Александр Елисеев, в прошлом году Заполярье посетило 486,2 тыс. туристов, 21,5 тысяча из которых – иностранцы. В сравнении: в 2020 году регион с туристическими целями посетили 350 тысяч туристов, в 2019 – 458 тысяч, о чём заявлял уже губернатор Андрей Чибис. Первый «ковидный» год наравне с соседними наглядно демонстрирует последствие всех коронавирусных мер, но от этого не менее солидным выглядит прошедший год.
Но что скрывается за этими цифрами? На основе каких данных можно судить о турпотоке?
«Опубликована официальная статистика Росстата по количеству размещенных в коллективных средствах размещения. И теперь, не только на основании предварительных данных, мы можем обоснованно подтвердить, что показатели туристического потока превысили допандемийный уровень и поставили новый рекорд», - приводит слова Елисеева сайт Комитета по туризму Мурманской области.
Обратимся к тем самым «коллективным средствам размещения». Благо, эти данные являются открытыми и находятся на сайте Мурманскстата. Нас интересует количество человек в коллективных средствах размещения за три последних года:
2019 год – 319580 человек
2020 год – 197514 человек
2021 год – 244955 человек.
Весьма недурное расхождение. Почти в два раза сведения отличаются друг от друга! Да ещё и показатели 2021 года никак не превосходят «допандемийный» год. Как же так вышло? Чтобы выяснить, как же ведётся «поголовный» подсчёт отдыхающих, «Арктический обозреватель» обратился в Комитет по туризму, где назвали три составляющие от общей цифры турпотока:
«Общий годовой объем туристского потока в Мурманской области рассчитывается исходя из статистических данных Мурманскстата (количество человек в коллективных средствах размещения), досчета, определенного в соответствии с маркетинговой справкой о перспективах развития туристского потенциала Мурманской области, подготовленной ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», а также сведения о пассажирах круизных лайнеров», - сообщили «АО» в профильном комитете.
Про основную часть из сформированного туристического потока написано ранее. А что с двумя оставшимися показателями? Если брать 2021 год, то за этот период из Мурманска отправились три круиза на Северный полюс – атомоход «50 лет Победы» принимает за один рейс не более 120 человек, поэтому даже оптимистичную цифру в 360 туристов никак нельзя назвать существенной долей в турпотоке.
Остаётся только «маркетинговая справка» с приставкой «о перспективах развития». Проще говоря – речь о прогнозе и лишь приблизительной оценке того числа приезжих в Заполярье отдохнуть. Тем более, при всём уважении к достойному петербургскому университету, который взрастил не одно поколение видных людей (один «юрфак ЛГУ» чего стоит), но почему такие данные нельзя подготовить местными специалистами? Скорее всего, заказ этих сведений ещё и хорошо оплачивается, но в открытых источниках невозможно найти стоимость подобного исследования.
Приходим к выводу: цифра по туристическому потоку складывается из количества человек в коллективных средствах размещения (около 50% от общего), числа туристов на круизных лайнерах (около 1%) и по данным маркетинговой справки, которая прибавляет ещё практически половину к нужному показателю.
Стоит ли верить тогда общей цифре? Безусловно, аналитики одного из крупнейших российских вузов не являются дилетантами в своей сфере, но эту весомую долю потока туристов невозможно осязать, поэтому и погрешность будет отнюдь не микроскопическая.
В любом случае, очень интересно, какими источниками данных апеллировали эксперты, чтобы составить маркетинговую справку. Нельзя забывать и о «серой» части турбизнеса, так что есть вероятность, что при подготовке сведений были использованы и эти «неофициальные данные».