Вести, приходящие из стен областного парламента, который на заседании в четверг проголосовал за снижение налоговой нагрузки на бизнес, с одной стороны должны восприниматься позитивно.
Депутаты искренне считают, что продлив до 2025 года действие пониженных налоговых ставок при применении упрощённой системы налогообложения (УСН) для субъектов малого и среднего предпринимательства положительно скажется на бизнесе. Дескать, в 2020 году, когда подобный закон был принят впервые, его применение существенно поддержало бизнес Заполярья.
Другой закон, который был одобрен депутатами «О применении инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций на территории Мурманской области», в котором в большей степени заинтересованы уже более крупные компании, а также те, кто входит или планирует войти в АЗРФ.
Подобные послабления, хоть и кажутся значительными, на деле затрагивают лишь небольшое количество предприятий. Достаточно вспомнить, как это было два года назад. Во-первых, не все предприятия попали в список пострадавших от пандемии, а, во-вторых, даже те, которые попали, должны были доказать необходимость получения льгот из бюджета. Да и вообще, необходимо было соблюсти целый ряд условий, а сама процедура была чрезмерно забюрократизирована.
Читатели «Арктического Обозревателя» обратили внимание, что широко разрекламированные «кредитные каникулы» тоже имеют обратную сторону – не всякий бизнесмен (или рядовой гражданин) может на них рассчитывать, а кроме того, отдавать долг всё равно придётся, и зачастую – в том же объеме. Разумеется, никто не говорит о «прощении» долгов, хотя в некоторых случаях это могло бы стать лучшим решением.
Однако, вернёмся в думские пенаты. Закон о повышении транспортного налога был принят новым составом Думы в конце ноября 2021 года. Аргументы, которыми бравировали все, словно по методичке, звучали так: ставки налога не менялись аж с 2011 года; повышение только кажется большим, а на самом деле для многих она будет не больше стоимости одного бака бензина. И традиционно – даже с учётом повышения ставки будут ниже, чем в других регионах СЗФО. А кроме того, приводили в пример величину налога в Москве и Петербурге.
Странным выглядело (да и выглядит до сих пор) то, что парламентарии отчего-то не взяли в расчёт аргументы экономистов, которые предупреждали, что повышение ставок налога для коммерческого транспорта скажется на лизинговых (или кредитных) платежах, которые в итоге приведут к удорожанию километра пробега или машиночаса. А транспортные расходы – это расходы, включаемые в себестоимость продукции, и их рост приведёт к росту цены конечного продукта. Напомню, что налог для грузовика вырос более чем в два раза – на 108%, и теперь в Мурманске, Петербурге и Москве ставка одинаковая – 150 рублей.
Против спонтанного и необоснованного повышения транспортного налога, как не покажется удивительным, выступили и налоговики. Действительно, этот налог остаётся в местном бюджете, и фискальному ведомству показалось странным, что при передаче значительной части автодорог из региональной в федеральную собственность в области будут скапливаться «дорожные деньги». Не исключено, что речь может идти о финансировании очередной АНОшки…
В завершении – немного цифр. По состоянию на 1 января 2022 года в Мурманской области на регистрационном учёте стоит 14676 автомобилей (данные предоставлены ГИБДД по запросу «Арктического Обозревателя»). Повышение налога в 2022 году дополнительно даст бюджету порядка 130 миллионов рублей. В следующем сумма станет в 3 раза больше – свыше 430 миллионов. Не зря экономисты и налоговики засомневались в необходимости.
И вот теперь, когда появилась реальная возможность позаботиться о северянах и обнулить транспортный налог, или хотя бы ввести мораторий на его взимание, власть лишь в очередной раз лишь сделала вид…