За последнюю неделю жители Мурманской области успели позабыть о масштабах непогоды, которая прошлась по Кольскому полуострову. Шутка ли – за неполный месяц (с 1 по 24 января) только в Мурманске выпало 163% месячной нормы осадков. В других городах ситуация оказалась не лучше, от чего в очередной раз коммунальные службы не смогли вовремя справиться со стихией.
Но кто же виноват в снежном безобразии? «Арктический обозреватель» обратился к читателям в Telegram-канале и поинтересовался, что они думают о причинах коллапса на улицах и во дворах. Всего в опросе приняли участие более 350 человек. Три из четырёх вариантов ответов набрали примерно одинаковое количество голосов. Ответственным за снежный коллапс читатели признали управляющие компании (27%), муниципальные власти (29%) и даже внезапно выпавший снег (28%). Главными виновниками в лице областных властей посчитали 16% респондентов.
Ниже я приведу несколько тезисов, которые сформулировал еще несколько лет назад, но которые становятся актуальными каждую зиму.
Внезапно зима. Внезапно снег.
«По старой русской традиции» зима в Заполярье приходит абсолютно неожиданно: не успели ещё толком листья облететь, а уже впору на лыжах выходить. Причём, в сезоне 2021-22 снег начал сыпать буквально с первых холодных дней, а на новогодние каникулы он и вовсе шёл непереставая. Наблюдения «Арктического Обозревателя» подтвердили в гидрометеослужбе: начиная с октября наблюдалось превышение климатических норм по количеству осадков. Так, по данным Мурманского гидрометцентра, в октябре норма была превышена на 86%, в ноябре – на 46%, в декабре – на 25%. Даже за первые три недели января 2022 года количество выпавших осадков составило 163% климатической нормы. В общей сложности с октября по январь количество выпавших осадков превысило климатическую норма более чем в 1,5 раза.
Специалисты Мурманского УГМС отмечают, что такая картина характерна для последних пяти лет и предполагают, что и февраль, и март 2022 года не станут исключением, а значит в эти два месяца тоже можно ожидать обильные осадки, которые могут привести к превышению климатических норм.
Поэтому неудивительно, что весь выпавший снег убирался не вовремя. С другой стороны, «снежная» история началась не вчера, а значит было время подготовиться.
Техника и люди.
Практически каждую зиму количество выпавшего снега прямо пропорционально заголовкам в СМИ Мурманской области – «за сутки было вывезено столько-то кубометров снега» и «город такой-то задыхается в снежном коллапсе». Конечно, уборка – дело важное и нужное, и когда её нет – на управляющие компании, муниципальные и областные власти вываливается ушат негодования.
Однако, в данном случае я бы хотел обратить внимание именно на факт уборки. Довольно часто можно наблюдать, как по тротуарам ездят белорусские тракторы – спереди отвал, сзади щётка. И эти тракторы лишь сдвигают снег в сторону, создавая валы. Особенно это заметно в районах пешеходных переходов. Из-за этого для жителей создаются сложности по преодолению снежных препятствий. В соцсетях довольно много историй, когда северяне с колясками не могут пройти, так как тротуар пересекает высокий снежный отвал, и детское транспортное средство просто застревает в нём. По-хорошему, в такие места надо бы засылать дворников, но что-то странное происходит с этой профессией – они практически незаметны, словно исчезающий вид.
Обратимся в Центр занятости населения. На момент подготовки материала во всей Мурманской области было открыто всего 154 вакантных места, при этом требуются дворики в основном школам, управляющим компаниям и, крайне редко, крупным предприятиям. То есть, может сложиться впечатление, что муниципальными дворниками область укомплектована на 100%. Разумеется, это не так. А машинист трактора вряд ли будет расчищать произведённый им же снежный отвал – не по-трактористски это! Хотя, подобное совмещение могло бы частично исправить ситуацию с нехваткой муниципальных дворников (с соответствующей доплатой разумеется). Подобное совмещение профессий пригодилось бы и в случае механизированной уборки проезжих частей, когда шеренга тракторов сооружает отвалы вдоль припаркованных автомобилей.
То, что не хватает дворников наглядно продемонстрировала руководитель ГЖИ Алёна Кузнецова, которая вместе с сотоварищами вышла на уборку снега возле собственной конторы. То есть, вместо того, чтобы нанять дворников и дать им заработать (пусть даже на минимальной ставке), Алёна Александровна устроила капиталистический субботник.
Всё дело в технике.
Как производится уборка: проходит шеренга из снегоуборочных машин (в одной линии может быть 5-6 КАМАЗов и тракторов с отвалами, щётками и пескоструйками), которая сгребает снег от центра к обочине, из-за чего проезжая часть становится значительно уже. Нельзя забывать, что на многих улицах, где нет запрещающих знаков, на обочинах в дневное время припаркованы автомобили, которые также объезжаются шеренгой снегоуборщиков. В результате чего ширина проезжей части может сократиться ещё на пару метров.
А когда дороги, наконец, свободны от припаркованных машин, на них выпускают грейдеры и снегоуборочные машины. Грейдеры отваливают своими ковшами снег от обочины для того, чтобы снегоуборочным машинам было сподручней его загребать и перегружать в самосвалы. Но такая процедура хоть и начинается рано утром, частенько затягивается и на день, когда трафик становится напряжённым, а из-за уборки появляются пробки и происходят мелкие ДТП.
Получается, что техника – а это, как мы выяснили, «Беларус» или КАМАЗ с отвалом, грейдер и снегоуборочная машина – не очень-то эффективна для расчистки и уборки дорог. Либо, она неэффективна без дворников, а их – нет.
Оповещения.
Представители СМИ знают, что заинтересованные службы публикуют информацию об уборке улиц и в этой связи – просьбы убрать авто на официальных сайтах. Благодаря масс-медиа эта информация становится доступной «широкому кругу читателей». Но вот вопрос – а много ли северян читают новости перед выходом из дома? Или даже такой – если вы на работу ездите одним и тем же маршрутом, как часто вы просматриваете информацию о перекрытии дорог перед выездом? Уверены, что мне часто.
Почему бы в таком случае не устанавливать специальные аншлаги с анонсами, например, «завтра, такого-то числа, в такой-то период времени будет производиться уборка снега, в связи с чем парковка автотранспорта будет запрещена». Быть может, возвращаясь вечером с работы автовладельцы обратят внимание на предупреждение и действительно воздержатся от поездок на следующий день.
Правда, на следующий день может быть запланирована уборка снега во дворе, где проживает автовладелец, и управляющая компания (надо сказать – в большинстве случаев заранее) также предупреждает об уборке снега. Выходит, что счастливый обладатель авто оказывается меж двух огней – во дворе не оставить, у работы не припарковать.
Выход? – парковки. Но и их в городах Мурманской области, мягко говоря, нет, и таким образом, автовладельцы поневоле становятся одной из причин некачественной уборки снега.
Итак, комплекс проблем выглядит следующим образом:
- нехватка дворников;- несогласованность действий по уборке снега между муниципальными властями и УК;- отсутствие внятных предупреждений об уборке;- несоответсвующая техника и/или недостаточный уровень квалификации операторов этой техники.
И пока этот комплекс проблем не будет решён, из года в год будут продолжаться взаимные обвинения и перекладывания ответственности за снегогеддон.