Прокуратура массово проверяет премиальные выплаты главам муниципалитетов. Руководители ссылаются на типовое положение об оплате труда и утверждают, что выплаты законны, а прокуроры настаивают на обратном.
Фарш возможно прокрутить назад?
В первой половине 2021 года стали появляться сообщения от надзорного ведомства, в которых докладывалось о выявлении неправомерных приказов о премировании глав муниципальных образований. По версии прокуроров, руководители муниципалитетов принимали решение о премировании самих себя без соответствующей санкции депутатов, чем нарушил закон. Правда, есть НО! И, как выяснилось, не одно.
Муниципальные главы были уверены в законности своих действий, и эта уверенность основывалась на нескольких фактах. Во-первых, решение о премировании принималось на основании положения об оплате труда, которое было утверждено Советами депутатов несколько лет назад. Во-вторых, в местных бюджетах прописаны размеры денежного вознаграждения и прочих выплат, которые положены главе, а также основания, по которым эта выплата может (или не может) быть произведена. И, в-третьих, перед принятием любой правовой акт проходит несколько проверок, и в том числе – прокурорскую. Не стало исключением и Положение об оплате труда главы муниципалитета. Более того, на каждом депутатском заседании присутствуют представители прокураторы, вторые призвали следить за законностью и в случае необходимости – предпринимать меры прокурорского реагирования.
То, что происходит сейчас – больше напоминает попытку провернуть фарш обратно в мясо. По логике прокуратуры, наличие заложенных в бюджет средств финансирования и утверждённого положения не достаточно для того, чтобы глава принимал решение о выплатах самому себе. Более того, такая аморфная формулировка может предполагать, что глава должен согласовывать каждую выплату – будь то зарплата, материальная помощь, командировочные расходы или премия.
В ответе на запрос «Арктического Обозревателя» областная прокуратура также указала, что в правовых актах (…) выявлены противоречия федеральному законодательству:
«Выявлены факты принятия главами муниципальных образований решений о назначении и выплате премий без соответствующего согласования с представительными органами, что противоречит нормам федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
То есть, прокуратура ссылается на то, что местные нормативные правовые акты не приведены в соответствие с федеральными, и не просто указала на расхождения, но и потребовала вернуть «всё, что нажито непосильным трудом».
Такая правовая вилка получается – премия положением и бюджетом предусмотрена, и она законна, однако, процедура её выплаты – уже нет. Главы муниципалитетов, которые попали в поле прокурорского зрения, рассказали, что при «первых симптомах» проявления такого пристального внимания со стороны прокуратуры, они обратились к внутренней политике области и ещё в начале года предложили пересмотреть фактически типовое положение об оплате труда, привести его в соответствие.
«Но от нас только отмахнулись – все были заняты выборами, и муниципалитеты им были нужны как дойные коровы – обеспечить участие электората на голосование», – рассказали собеседники «АО».
По большому счёту, в муниципалитетах области отличаются только суммы выплат, а процессуально всё более-менее одинаково. Да и речь идёт не о баснословных премиях. К тому же, существует механизм не выплачивать премию, если не выполнены плановые показатели, отражённые в положении об оплате труда. В таком случае, деньги остаются в муниципалитете.
Что это было? – можно только предполагать. Возможно, прокуратура решила свой недогляд переложить на глав муниципалитетов, сделав их крайними, а себе – записать в достижения. А ведь недогляд-то довольно приличный получается – некоторые муниципалитеты попали под проверку аж с 2017 года. Или, быть может, эта тонкая игра внутриполитического блока и в долгосрочной перспективе она должна была привести к смене партхозактива на местах. В ответе прокуратуры Мурманской области на запрос «Арктического Обозревателя» говорится, что нарушения выявлены в Апатитах, Североморске, Кольском, Кандалакшском, Печенгском и Ковдорском районах, а также в Октябрьском округе Мурманска. По результатам проверок вынесено 12 протестов, по одному представлению и требованию об устранении коррупциогенных факторов, и ещё пять исковых заявлений уже направлены в соответствующие суды.
Исходя из ответа прокуратуры, можно предположить, что «проблемы» возникли у руководителей 19 муниципалитетов. И надо ли говорить, что упоминание в прокурорских сводках того или иного главы, особенно в свете денежного обеспечения, как минимум вызывает раздражение у жителей муниципалитета и, как следствие, негативную реакцию в социальных сетях, и, более того, идёт проекция негатива дальше – на областную власть. А ведь всего этого можно было избежать, займись внутренняя политика не только выборами, а текущими (в данном случае – даже первоочередными) задачами.
Кстати. Изучив одно из исковых заявлений, поданное в суд сотрудниками прокуратуры, мы обнаружили, что в тексте требований имеется ссылка на несуществующие части статей федеральных законов. То есть, просят привлечь за то, чего нет…