«Арктический Обозреватель» продолжает следить за ситуацией, складывающейся вокруг единственного в области детского оздоровительного лагеря «Гандвиг». Тема сегодняшней публикации – вода и бюрократия.
В пятницу, 15 октября, губернатор Мурманской области Андрей Чибис подписал постановление о выделении денежных средств из резервного фонда регионального правительства. Казалось бы, ну выписал Андрей Владимирович очередные несколько миллионов, ну и что – бюджет-то профицитный! Однако, в целях выделения средств фигурируют «мероприятия по обеспечению соответствия организаций образования санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам и требованиям, требованиям безопасности», а конечным получателем субсидии является лагерь «Гандвиг».
Действительно, загадочная формулировка постановления, так как согласно действующим законам без санитарного, гигиенического и противопожарного заключения работать лагерю невозможно в принципе.
«Арктический Обозреватель» выяснил, откуда растут ноги.
В ходе продолжающегося расследования удалось выяснить, что от идеи перепрофилирования из оздоровительного в патриотически-коммерческий лагерь не отказались, но здравый смысл (а возможно, и публикация «Арктического Обозревателя») постучался к местным властям: без воды ничего не получится. Напомню, что в 90-х были проведены необходимые изыскания, в ходе которых выяснилось, что в месте расположения лагеря нет полноценного водоносного слоя, а тот, который удалось «нащупать» может обеспечить ежесуточное потребление не более чем на 150-200 человек. По этой причине в «Гандивге» создан постоянно восполняемый запас пресной воды, необходимый на случай внезапного ухудшения качества или иссякания слоя.
Напомним также, что в «нулевых» при губернаторе Юрие Евдокимове витала идея проложить водовод от населенного пункта Белое море до лагеря, однако от этого замысла пришлось отказаться по двум причинам. Во-первых, прокладка самого водовода, да ещё по особоохраняемой территории, оказалась очень дорогим удовольствием, а, во-вторых, качество воды в Белом море оказалось ниже допустимого уровня. То есть, проложить-то трубу можно, но использовать её без доочистки нельзя. Очевидно осознав, что «без воды – и ни туды, и ни сюды», а хотелки надо как-то реализовывать, было принято решение о новых водных изысканиях.
И вроде бы благое дело – найти воду, но вот с реализацией, мягко говоря, опять намутили. Если кратко, то проведение изысканий необходимо проводить через Госзакупки (сумма-то немаленькая – ₽ 7,185 млн). Однако, этим же постановлением определяются сроки исполнения – не позднее 20 декабря 2021 года. То есть, чтобы соблюсти все необходимые формальности проведения закупки отводится всего 2,5 месяца. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что через две недели (с 31 октября) начнутся школьные каникулы, а значит «Гандвиг» будет принимать детей, и стало быть работ на территории быть не должно. То есть, на исполнение постановления отводится меньше двух месяцев, что уже кажется сомнительным.
Чтобы успеть – возможно несколько вариантов:
1) Уже найден подрядчик, который приступил (или, вот-вот приступит) к выполнению работ, а конкурсы и иные госзакупочные процедуры будут подводиться под него (привет, ФАС).
2) Подрядчик тоже уже найден, но чтобы ускорить процесс и избежать формальностей с Госзакупками, будет проведена серия так называемых «малых закупок» – денежные средства через несколько фирм малыми траншами будут перекачены одному подрядчику, который и будет делать работу (привет, прокуратура). Например, можно закупать насос, помпы, трубы и прочие запчасти. То есть, всё то, что уже есть в лагере и якобы требует «доведения до соответствия требованиям».
Возможно, есть ещё варианты, но все они ещё в большей степени незаконны, чем описанные выше.
Однако, помимо «водной» проблемы есть ещё одна – бюрократическая. Её видят все, кроме областных властей. Сейчас «Гандвиг» – это подведомственное учреждение Министерства образования, а для целей патриотизма нужно, чтобы лагерь перешёл под крыло Комитета по делам молодёжи. Нет нужды напоминать о том, что процесс перехода – это не простая формальность, и по завершению лагерь перестанет быть «образовательным» и «оздоровительным», а сотрудники (если решат остаться) лишаться льгот. Возвращаясь к тому, что уже сказано – менее чем через две недели «Гандвиг» будет принимать детей, а значит изменить статус лагеря можно только до следующих – зимних – каникул, но как это будет происходить – не знают ни в минобре, ни в молодёжном комитете, а значит расследование «Арктического Обозревателя» ещё не закончилось.