Город и годы: фильм о нашем Мурманске

12 октября состоялась премьера документального фильма «Город и годы», созданного к 105-летию со дня основания Мурманска. Проект реализован студией документальных фильмов «Рек.А», а показ документальной ленты состоялся в кинотеатре «Мурманск» и в Youtube. Редакция «Арктического обозревателя» посмотрела двухчасовую картину про историю столицы Заполярья и по достоинству её оценила.

Вячеслав Городецкий, главный редактор

В Мурманске состоялась премьера документального фильма студии «Рек.А», посвящённого 105-летию города-героя

С одной стороны, я не кинокритик, чтобы оценивать фильм. С другой – я коренной мурманчанин, люблю родной город, и каждый раз удивляюсь тому, как многого неизвестного таит в себе всего лишь 105-летняя история Мурманска.

Вот и сейчас благодаря автору фильма Светлане Боковой несколькими белыми пятнами в биографии Мурманска стало меньше. Не буду пересказывать весь 2-часовой фильм (поверьте, он смотрится на одном дыхании и ни разу за просмотр не возникало желании посмотреть на часы), но на некоторых моментах хотелось бы остановиться.

Во-первых, авторами фильма был проделана колоссальнейшая работа по оцифровке любительских киноплёнок. По словам Светланы, некоторые «склейки» были всего по 50 см, то есть – всего пара секунд на экране. Очень много архивных и ранее нигде не публиковавшихся киноматериалов показывают быт и нравы тех времён – от постройки железной дороги и основания порта и города, до наших дней.

Во-вторых, говоря об основании города, я с удивлением узнал, что закладная табличка в основании Храма в честь города Романова имела две стороны. И храм должен был называться в честь наследника Цесаревича Алексея. Но, видимо, передумали, и на обороте этой же таблички выбили надпись, что храм закладывается в честь Святого Николая. Возможно, это известный факт, но я об этом слышу впервые. И вижу! – на экране музейные сотрудники продемонстрировали закладную табличку и предположили, почему две надписи.

В-третьих, в фильме много рассказов тех, кто строил Мурманск. Строил – в буквальном смысле слова. И кажущиеся обыденные сейчас для нас вещи в послевоенное время оказывались героическим поступками. Это и озеленение, и освещение, и благоустройство.

В завершении фильма Светлана Бокова сказала

«Сейчас кто-то вздохнёт и скажет «всё не так: вы достали из ящика старые парусиновые туфли и начистили их зубным порошком, чтобы смотрелись веселей. На самом деле – город мал и сер, на дорогах ямы, узкие тротуары, на которые летом падает штукатурка, а зимой – сосульки». ДА, но это – обычная жизнь, в которой возникают проблемы и их решения. Мой город – выше обыденности, у него крепкая память и абсолютны ценности… Мурманск по-прежнему дышит гарью войны и каждым дождём смывает кровь попавших под военные бомбёжки Он доверяет сильным и презирает подлецов. надеждой он встречает путников в темноте полярной ночи, и множит золото Солнца тысячами своих окон в Полярный день».

Это – мой город!

Дмитрий Артёменко, обозреватель

Фильмы, созданные к юбилейной дате со дня основания Мурманска – особый вид киноискусства для меня. Достаточно вспомнить и хроники советских времён, и первую круглую дату в современной истории и нашумевший по всем аспектам фильм в честь 100-летия города. Но каждый из них был сделан разными авторами, а, соответственно, и подача была не схожа. Новый проект от студии Рек.А также весьма отличается от своих «старших собратьев», о чём и пойдёт речь.

Сразу оговорюсь: документальный фильм «Город и годы» мне понравился. Главная фишка этого уникального проекта – исторические кадры Мурманска, которые ранее практически нигде нельзя было увидеть. Достаточно вспомнить и хронику становления мурманского телевидения, и довоенные материалы, и празднование Дня рыбака, куда приезжали самые яркие советские звёзды. Например, раньше мне не довольствовалось видеть на стадионе «Труд» таких прекрасных актёров как Александр Демьяненко, Надежда Румянцева и Евгений Моргунов.

Отдельно хочется отметить и необычные факты о городе. Шутка ли, но при становлении города планировался проект, который назывался «Новый Мурманск». На этом месте, кстати, сейчас находится микрорайон Жилстрой. Поразительно, что спустя столько лет власти вновь вернулись к подобной идее. Или он об этом и не знали?

Уровень спикеров также заслуживает похвалы. От историков и сотрудников музея, которые могли рассказать про первые годы Мурманска, мы шли по фильму уже к тем, кто строил этот город и работал в нём. Абсолютно честные и не рафинированные истории жизни мурманчан, которые приезжали на Север за работой и деньгами, но всё же некоторые из них остались. Чаще для таких фильмов свойственны пассажи «Я люблю этот город, потому что это мой город». В «Город и годы» вы не найдёте подобных выражений. За это кинокартина получает ещё одну благодарность от меня.

Лично меня ещё поразил фрагмент из 60-х, где удалось увидеть строительство дома, в котором я до сих пор живу, а рядом с ним впритык уже был готов соседний. Сколько я уже насмотрелся всех этих кадров хроник, но подобного ещё не видел. Очень приятно.

А теперь перейдём к минусам. Во-первых, фильм не смог полновесно рассказать об эпохе 90-х и о первом мэре Мурманска Олеге Найдёнове. Я, как и многие мои земляки, уверены, что именно Олег Петрович навсегда останется идеалом градоначальника, о котором будут слагаться легенды. Почему-то по хронометражу о нём было сказано не много. Понятно, что этот период в жизни города и всей России оказался трудным, но практически вычеркнуть эти года из истории Мурманска, для меня выглядит странным.

Во-вторых, повышенное внимание к некоторым спикерам, а именно к действующим городским депутатам. Да, спасибо Сергею Евгеньевичу Коробкову за историю про первого водителя троллейбусов, которого за улыбку называли Гагариным. Благодарю Тамару Прямикову за её бесценные воспоминания о приезде Фиделя Кастро, а также Андрею Сысоеву за его видение города, когда в Мурманск прибыли первые нефтяники. Пожалуй, на этом можно было и остановиться, однако в конце фильма возникли какие-то истории про невероятное развитие города в нынешнее время и размытые перспективы в будущем (ещё пара лет и всё будет хорошо).

К сожалению, вся концовка «Город и годы» была смазана. Я с безумным уважением отношусь к Александру Лелькову и его речь про организацию праздников в советские годы меня тоже зацепила, но всё же я не понял, к чему были кадры с его криками в момент подготовки мероприятия ко дню прихода парусника «Седов» и зачем надо было говорить про «веллеровскую команду». Александр Васильевич, зря, очень зря.

Но не хочется завершать на плохом, поэтому большая благодарность отправляется «голосу за кадром» Светлане Боковой. Мне не удалось побывать не премьере и лично сказать «спасибо» ей, поэтому, пользуясь моментом, хочу сейчас выразить признательность за проделанный монструозный труд. Услышав её голос, я вернулся в «нулевые», когда по ТВ-21 выходили новости, которые вела Светлана Александровна.

Большое спасибо всей съёмочной группе, героям фильма, историкам. Я получил истинное наслаждение от фильма. В очередной раз убеждаюсь, что живу в самом лучшем городе на свете.