В Мурманске уже не первый год живёт стендап – юмористический жанр, в котором комик выступает перед залом с заготовленными шутками и импровизацией. Регулярно на многих площадках города и области стендаперы показывают зрителями материалы про жизнь, политику, и многое другое.
Один из них – комик Иван Политов, которые уже несколько лет является одним из самых лучших в столице Заполярья. «Арктический обозреватель» откровенно и честно пообщался с Ваней и он поведал, как попал в стендап, чем он отличается этот жанр от КВН и как часто зрители обижаются на его шутки.
- Ваня, начнём с того, как ты оказался в стендапе?
- В первый раз я пришёл выступать в 2015 году, когда проспорил другу. Я тогда три раза подряд дико облажался. Потом следующие три года я даже близко не подходил к стендапу, занимался собой и после чего «вернулся в игру».
- А чем ты занимался в этот промежуток?
- После того стендапа я был самым настоящим миллионером – это была моя официальная зарплата, когда я ходил в море. Сейчас я считаю, что занимаются этим только те, кто по жизни не приспособился: сидят в море, деньги капают, а потом покупаешь себе всё, что хочешь.
Я был на корабле грузчиком, это очень высокооплачиваемая работа. Если бы все грузчики на суше знали, сколько получают такие же, но на кораблях, то побросали бы свои коробки на складах и рванули бы в море.
- А почему не остался?
- Не знаю, как у других, но у меня всё было устроено отвратительно. Там же есть ранги всякие и вот любой капитан считает себя лучше всех, прям царь. У меня это был какой-то пьяный мужик с раздутым самомнением. И вот когда тебе такое чмо что-то в приказном порядке говорит, то хочется просто в лицо дать.
- А в армии так же было?
- Абсолютно. Но была всё же человечность. Конечно, есть там и конченные, но, если и гоняют, но не просто так. В море же всё просто так делалось.
- Ты служил в Воркуте. Расскажи какую-нибудь самую сумасшедшую историю из твоей службы.
- Во-первых, там до хрена снега! Естественно, мы только и делали, что убирали его. Зачем? Этот вопрос останется для меня без ответа.
Была такая история. Как-то раз стоял дежурным по роте и должен был менять наряд, который стоит на вышках и обойти территорию. А часть маленькая, её можно обойти минут за 10. Прихожу к дежурному, всё докладываю, мол, часть обошёл, замечаний нет, на что он мне говорит: «А что ты так мало ходишь? Надо минимум 30 минут по территории идти». А на улице - -43. То есть надо ходить до такого состояния, пока сосульки на ресницах не появятся. После этого дежурный поверит, что ты всё обходил.
Там практически всегда было нечего делать, но начальство находило, чем заняться. Если на улице не метель – идёте ровнять снег, если метель – протираете пыль.
- Пока был в армии, ты старался как-то не потерять навык в стендапе?
- Сначала я ничего не делал, но потом приехал служить мой друг, тоже стендап-комик Вова Маринин, и мы с ним начали писать армейский КВН. Он же мне после армии и написал, что надо возвращаться в юмор.
А вот армейский КВН – это жесть. У нас было три роты, и одна из них показывала миниатюры, которые уже были показаны в различных передачах. Они тогда и выиграли. Я тогда возмутился, что они выступили с не своим материалом и вообще зачем такое делать, на что мне ответили: «Мы знаем, но смешно же!». То есть мы готовились, придумывали, а другие тупо вспоминали и смотрели старые видео, которые в итоге потом и показали.
- Давай тогда про КВН поговорим. В чём для тебя его отличие от стендапа?
- В целом, стендап это более плотный жанр нежели КВН, но в каких-то аспектах это тяжелее. Например, длительная подготовка к играм.
Мне лично не нравится то, что сейчас показывают. Последнее, что было для меня смешно – команда КВН «Союз». Даже сборная Мурманска не нравится при всём уважении к ребятам, с которым я хорошо общаюсь. Но я никогда не ждал их выступления, хотя три финала Высшей лиги – тоже достижение.
Так и со сборной Снежногорска. Я хорошо общаюсь с капитаном Серёжей Жариковым, но тоже не скажу, что «вау».
- С Высшей лигой всё понятно – это больше шоу, а не юмористическая передача: чем масштабнее, тем лучше. А что скажешь по поводу местного КВНа?
- Для меня настоящим шоком и даже последней каплей был один из финалов в региональной лиге. Выступала команда «Суровые парни» из Спутника, и они на сцене показали в миниатюре мем. Просто мем из «ВКонтакте»! И они его взяли, интерпретировали под выступление и показали. Я сижу и думаю: «Чего, б***ь?». Возможно они даже и не украли эту шутку, но сама конструкция и то, что они решили показать это на сцене, заставляет задуматься.
Но опять же, это я говорю как зритель, а не как комик. Для КВНа писать мне очень тяжело, поэтому я в него даже и не лезу. Но было время, что помогал одной команде.
- Вернёмся к стендапу. Что сейчас он представляет из себя в Мурманске и какое коммьюнити вокруг него?
- Если честно, то сейчас никого и не осталось. Только четыре человека, которые постоянно «лупят» выступления. Это, скорее всего, мы уже для себя делаем концерты. И, если так будет дальше продолжаться, и нам не удастся найти людей, желающих выступить, то всё закончится с возможным перерождением и другими комиками.
Золотые времена стендапа в Мурманске были где-то в 2018 году, когда мы ездили тусовкой в 6-7 человек, выступали по всей области, писали вместе. Потом настала такая пора, что некоторые комики осознали отсутствие какого-то заработка на этом и плюнули на всё. В этом и основная проблема – как и везде надо очень много работать, чтобы окупилось в твою пользу. Но чаще бывает так, что выступят один-два раза и на этом всё заканчивается.
- А как ты оценишь стендап в других северных городах? Есть ли какие-то различия по стилю или общим проблемам?
- Различия никакого нет, всё идёт по шаблону. Чаще бывает так, что посмотрят стендап на ютубе или в телевизоре, увидят структуру шуток и начинают их так же строить. Всегда тяжело именно начать и начать с правильного выступления.
На «открытые микрофоны» (мероприятие в жанре «стендап», где любой желающий может выступить перед залом, - прим.ред.) среди новичков обычно бывает так, что человек выйдет на сцену и начнёт рассказывать просто смешную историю из жизни, но в стендапе так не работает. Почему-то считают, что, если ты рассказываешь 10 минут про случай, когда прищемил себе молнией яичко, то это безумно смешно.
Рассказывать на кухне в компании друзей и говорить шутки перед залом – две разные вещи, которые новенькие не понимают. Но, если тебе удастся написать самому хотя бы одну смешную шутку, то значит ты и в целом можешь писать хорошо. Однако выходит так, что человек один раз выступил плохо и больше не возвращается, даже не понимая, в чём причина его неудачного выступления. Надо обязательно дальше пробовать, учиться и стараться.
- Кстати, про зал. Как зрители реагируют на твои выступления? У тебя часто бывает интерактив и не случается ли такого, что кто-то из присутствующих может обидеться на твою шутку?
- Ой, раньше очень часто обижались, а сейчас как-то уже не так. Видимо, люди приходят одни и те же и знают, что это просто юмор, а не целенаправленные оскорбления. Много писали даже в «личку» ВК после выступлений, спрашивая, кто мне дал право так выступать.
Есть по этому поводу у меня две истории. Первая – произошла в Кировске. Выступил перед местным залом, всё хорошо, у меня даже не было ничего такого, на что могли обидеться люди. Но внезапно на меня заточили зуб охранники заведения, которые меня оп***или [избили]. Сломали нос, разбили губу. Вот такая комедия вышла.
Ещё один случай прошёл уже на самом выступлении. Я разгоняю шутки, а на первом ряду сидела пара и в наглую трещала, мешая и мне выступать, и остальным слушать. Я им говорю со сцены: «Ребят, а вам без разницы же где разговаривать?», а они такие – «да». Ну я в ответ, «Так, может, пойдёте на ***?». Парень на меня разворачивается с грустным лицом, а я продолжил кидать в шутки в их адрес. В контексте было смешно, хотя жестковато. В итоге, они заткнулись и даже досидели до конца.
После выступления я подошёл к этому парню, извинился, объяснил, что так перед сценой нельзя разговаривать, он всё понял. Но потом мне написала его пассия, которая начирикала огромное сообщение с кучей оскорблений и добавила, что, если бы она не попросила своего парня, то он бы мне набил морду прям на сцене. Ой, спасибо, что удержала своего «цербера». Нет, возможно, они и нормальные люди, но суть в том, что, зачем она мне это пишет?
У меня просто в ответ тоже всегда есть претензия: почему люди имеют право постоянно болтать во время выступления комика? Неужели я не могу, обладая возможностью сцены, высказать своё недовольство таким зрителям? Это форменное неуважение и к выступающим, и к другим, кто пришёл на стендап.
- Но есть же какая-то культура стендапа, при которой зритель и комик нормально должны взаимодействовать?
- Как раз в Мурманске с этим не такая большая беда. Да и в других городах тоже, хотя до сих пор остаются пара-тройка хеклеров (человек, который беспокоит и пытается смутить других вопросами, вызовами или ставя их в неудобную ситуацию, - прим.ред). Можно, кстати, на них всегда учится искусству импровизации очень красиво и смешно, отвечая на их выкрики.
Вспомнил ещё одну такую ситуацию. Приехали мы как-то в Никель на выступление, а на первом ряду сидят самые настоящие бабки и практически всё выступление они трещали друг с другом. Я сначала терпел, а потом они меня достали всё-таки. Я к одной из них обращаюсь, мол, чего это они там болтают, а она начала со мной в перепалку вступать. Слово за слово, и потом я её выдал в контексте нашего диалога: «Вы хотите, чтобы я Вашу внучку в***ал [занялся с ней сексом]? Зал просто «порвался» с этого.
Но на этом не закончилось. Встала вторая бабуся с претензией, мол, да как я с ней разговариваю. Отвечаю ей: «Вы хотите, чтобы я и с Вами поговорил»? Она сказала «нет» и сразу села. Удивительно, но они слушали всё выступление до конца.
- А вот все эти выступления, выездные концерты тебе приносят какой-то доход?
- Да, за все концерты я получаю гонорары. Сначала ездил за бесплатно, где-то попросили, а сейчас уже так не делаю. Минимум – чисто символическая оплата.
Если брать время с апреля, когда сняли все ограничения на заведения, где обычно выступаю, то за эти пару месяцев я заработал где-то 30 тысяч рублей. Но это, конечно, очень мало. Сейчас у людей нет денег, чтобы звать стендаперов в города области. Обычно таким занимаются сами бары или клубы, где проходят концерты.
- А часто приглашают люди из власти выступить на каком-нибудь городском празднике, например?
- И такое бывает, но понимаешь, что если зовут, то надо, чтобы твой стендап был «правильным». Но никогда на таких мероприятиях даже не просили согласовать текст. Хотя, даже если и попросят показать материал с учётом, что выступление не бесплатное, то в такие тяжёлые постковидные времена я, наверное, соглашусь.
- Как вообще относишься к власти?
- Стараюсь никак. Если честно, то не хочу разбираться, кто и где сидит, кто там мэр, а кто депутат. Знаю, что Чибис – губернатор, и мне этого достаточно. Хотя и без этого постоянно видишь, как люди обозлены на любую власть. Вон, тот украл, этот – тоже, у того – дом огромный, у другого – миллионы. Понятно, что сейчас, когда людям действительно тяжело, им необходимо вывалить всю злость.
Но есть и те, кто так компенсирует свои неудачи. Я иногда задумываюсь, вот неужели такой человек, оказавшись на месте того же депутата, не стал бы воровать или мутить схемы? Да первый бы побежал! Но не может, потому что он – простой работяга, который не реализовал себя.
- Что скажешь про русскоязычный стендап? Каких бы отметил комиков?
- Первого бы я отметил Илью Соболева. У него невероятная импровизация, и материал отличный. Он настолько круто это подаёт, что даже его общение с залом выглядит как заранее подготовленное выступление. Он всегда держит зрителя во внимании, даже, если общается только с одним человеком.
Ещё очень нравится стендап Сергея Орлова. Сейчас, по моему мнению, это самый топовый комик в стране. Понятно, что у каждого - разные вкусы. Кому-то нравится и Нурлан Сабуров, и Даня Поперечный, и Лёша Щербаков. Но они все сейчас больше известный по другому проекту – «Что было дальше», который выходит на ютубе.
- И в завершении поговорим о твоём будущем. У тебя скоро состоится знаменательное событие – рождение ребёнка (мы записывали это интервью с Ваней за три дня до этого, - прим.ред). Естественно, появление первенца окажет влияние не только на тебя лично, но и твой стиль выступления.
- Я не хочу переходит к жанру «выступления отца». Точнее, не хочу полностью посвящать этому свой стендап. Буду стараться делать это так, как и делал раньше. Потому что, когда ты переходишь к амплуа «семейного комика», ты делаешь шаг назад: начинаешь шутить только в одну тему – семья, ребёнок, семья, ребёнок. Конечно, от этого не уйти и с этой темой больше шансов попасть в телевизионные проекты, ведь такое чаще смотрят.
- Последний вопрос. Где и кем ты себя видишь через год?
- Как минимум, в другом городе. В Мончегорске (смеётся). Нужно менять обстановку. Если бы не ковид, то я бы уже переехал из области. Но всё вышло совсем наоборот, теперь у меня появится семья и я даже не представляю, как бы тогда изменилась моя жизнь. Но через год я хочу видеть себя как того же комика, но уже в Питере. Кардинально вряд ли что-то поменяется, но первые шаги для этого будут.
Кстати, совсем скоро Ваня и ещё несколько мурманских комиков выступят перед большим залом. В пятницу, в 18 июня состоится концерт участников «Открытого микрофона» на ТНТ Андрея Кузьмина и Юрия Иванова. Ещё есть время попасть на мероприятие, подробнее о котором можно узнать, перейдя по ссылке.