День, когда никого не избрали

Это поражение – это же моя победа! Народ впервые понял меня, поддержал и не выбрал!
«День выборов», часть 2.

Сегодня в Мурманске произошло если не знаменательное, то как минимум запоминающееся событие, которое будет иметь очень серьёзные последствия. Для всех. Совет депутатов города Мурманска большинством голосов (17 против 8) отказал Ольге Андреевне Дзюбе и не избрал её мэром Заполярной столицы. Однако, если посмотреть на ситуацию шире – мурманские депутаты отказали губернатору Андрею Чибису, а в его лице – всей партийной и административной номенклатуре, которая «выразила» поддержку Дзюбе.

Я намеренно не сказал, что событие уникальное, потому что на протяжении последних 10 лет нет-нет, а депутаты показывают зубы, даже несмотря на заранее срежиссированные решения и генсовета «Единой России», и даже Администрации президента.

Начну, пожалуй с выборов 2011 года в Мурманскую областную Думу. Тогда, при соблюдении всех договорённостей спикером парламента должна была стать Марина Ковтун. Её кандидатуру согласовали все: и Норникель, и АП, и генсовет «Единой России». Но в самый последний момент не без участия Геннадия Шубина, в кресло председателя посадили обладателя так называемого «золотого мандата» Василия Шамбира, который в отместку был смещён с должности всё той же Мариной Васильевной, ставшей к тому времени губернатором области.

Василий Шамбир

А за год до думских выборов в аналогичной ситуации оказывался никто иной как Алексей Веллер. Да-да, самый обсуждаемый и осуждаемый политик последних двух лет. Его считают главным оппонентом губернатора (не назову, как это сделала и Ольга Дзюба, врагом Чибиса, но антагонизм заметен даже невооружённым глазом). В 2010 году все считали, что Алексей Веллер – главный и единственный кандидат на должность главы Мурманска: решение по нему было согласовано не только на местном уровне, но и на самом верху – в генсовете «Единой России» и, что немаловажно – в администрации президента. А Степана Александровича Тананыкина, выдвинувшего свою кандидатуру буквально в последний момент, никто даже и не рассматривал в качестве мэра Мурманска. Поэтому у Алексея Веллера даже банкет по случаю вступления в должность бал заказан. Но депутаты сказали «шиш тебе» и избрали мэром Степана Тананыкина.

Степан Тананыкин. Фото – «Вечерний Мурманск» 

Затем было долгое затишье. Не исключаю, что «виной» тому было умение Анатолия Векшина находить компромиссы и договариваться даже казалось бы в самых провальных ситуациях. Но Векшин уехал в Челябинск, от Веллера избавились и на авансцене остался сам Андрей Владимирович. Без ансамбля.

Первая осечка (не считая Михаила Павлова), случилась с избранием уполномоченного по правам ребёнка Мурманской области. В мае 2020 года было объявлено, что эту должность займёт Алевтина Андреева, которая должна была сменить уволенного Бориса Когана. Её кандидатуру согласовали с детским омбудсменом РФ Анной Кузнецовой, а депутаты Мурманской областной Думы, хотя в целом и были согласны, решили продемонстрировать нетерпимость к неуважительному к себе отношению и с первой попытки голосование провалили. 

Следующая ситуация, как это не парадоксально, произошла с назначением на должность вице-губернатора по внутренней политике Владимира Евменькова. Известно, что с первого захода согласовать кандидатуру экс-главы Североморска не получилось и губернатору пришлось искать другие ходы, или, попросту говоря опять «продавливать». 

Непонятно, зачем в горсовет пришли избранные депутаты Сахарова и Биджоев. 

Опущу рокировку Сысоев-Белошеев – я это вижу как некое перемирие. Наконец, все дожили до неизбрания Ольги Дзюбы. Несмотря на то, что с трибуны Ольга Андреевна не моргнув глазом заявила о лично ей принятом решении идти в депутаты, а затем и в мэры, позволю себе с таким заявлением не согласиться. А с точки зрения человека мало-мальски понимающего в политике, это вообще выглядело откровенной ложью. Даже депутаты, которые как никто другой могут изворачиваться и уходить от ответов, практически прямо ей об этом и сказали. 

Ольга Дзюба

Действительно, какой-то разнотык вышел: Ольга Дзюба сообщила о том, что хочет стать мэром 30 сентября, а губернаторский пул едва ли не с самого начала предвыборной кампании усаживал Ольгу Андреевну в мэрское кресло. Где же тогда был г-н Евменьков и весь его штат, который мог бы готовить почву для того, чтобы сначала «посеять» в горсовете экс-министра образования, а затем стремительно взрастить мэра?

Вершиной этого безудержного потока сознания стали публикации слов поддержки (об этом подробно в материале «Арктического Обозревателя» «МЭРзская ситуация»). Порой складывалось впечатление, что где-то на площади Пять углов поставили микрофон, и каждый должен был к нему подойти и высказаться о поддержке Ольги Дзюбы. Такая массированная информационная атака, с моей точки зрения, привела к обратном эффекту: горожан стошнило, а вместо одобрения появилось резкое неприятие кандидатуры Ольги Андреевны. 

Но это горожане. О них власть всегда вспоминает в последнюю очередь. Куда в менее завидном положении оказались депутаты Мурманского городского совета, которые видя всю эту информационную вакханалию должны были «держать лицо» и впервые услышать о решении Ольги Дзюбы стать мэром. Очевидно понимая, что «городские» депутаты вряд ли будут в восторге, с ними решили поработать отдельно, оказав беспрецедентное давление, которое началось далеко не сегодня (30 сентября был финальный аккорд) – оно началось гораздо раньше. В ход шли запугивания с привлечением некоторых силовых структур, опять-таки, информационные атаки через подконтрольные СМИ и социальные сети (а их, я напомню, абсолютное большинство в Мурманской области). Не чурались и тем, что некоторые представители крупного бизнеса также пытались оказать давление на депутатов в пользу губернаторского решения. То есть, всё говорило о том, что работа с депутатами велась, но была она не переговорной, а в стиле губернатора Чибиса: надавить и продавить, несогласных – наказать. 

И, наконец, сам день голосования. Известно, что перед началом заседания собиралась депутатская группа «Единой России», на котором присутствовал лично губернатор Андрей Чибис. Детали сбора мне неизвестны, но по обрывкам сведений могу сказать, что кроме Чибиса там ещё были «серьезные ребята из Москвы» (это не моя фраза, это прогубернаторский ТГ-канал так их назвал). Приезд первого лица области перед заседанием городского совета – явление само по себе уникальное. А приезд дважды в один день – такого не было и в помине. Второй раз губернатор даже не приехал – примчался в зал, где проходило заседание Городского совета, буквально через 10 минут после провала голосования. 

На ходу я успел задать Андрею Чибису два вопроса:

– Андрей Владимирович, вы приехали разбираться с горсоветом?

– Я не разбираюсь с горсоветом, я приехал поговорить с товарищами.

– А утром разговор не зашёл?

– (ответа не последовало)...

После этого почти полтора часа за закрытыми дверями заседала депутатская группа «ЕР», а депутаты других фракций, журналисты и приглашённые были вынуждены ждать. 

Заседание депутатской группы продолжалось без малого два часа

Вот тут-то впервые можно говорить об уникальности, когда губернатор поставил на чашу весов свой авторитет, а депутаты с треском его перевесили. Даже некоторые коммунисты в пылу обсуждения очередного вопроса оценили стойкость и сплочённость: «вас Чибис не смог сломать, а вы нас ломаете (к вопросу о списках конкурсной комиссии)». А авторитет Андрея Чибиса в этом вопросе был утяжелён теми, кого он использовал в информационной атаке: и генсоветом партии, и администрацией президента, и избранными депутатами областной думы (не только единоросов). Всё это камнем полетело в пропасть. А вместе с авторитетом – и надежда на избрание Ольги Дзюбы во второй раз: я не знаю, какие чувства испытывает Ольга Андреевна, но после такого провала рассчитывать на нормальную работу будет крайне не просто.

По окончании сборища Андрей Чибис также стремительно удалился, а заседание продолжилось по повестке. Последним вопросом, который возник уже за рамками заседания, а кто же будет мэром? Согласно Уставу города исполнять обязанности будет один из заместителей. Сейчас это Тамара Прямикова. 

В завершении хочу отметить, что сегодня депутаты мурманского городского совета и мурманчане продемонстрировали недюжую способность противостоять вероломству, наглости и безнаказанности власти, которую имеет глава субъекта Российской Федерации. Говоря мурманчане я ничуть не кривлю душой – в комментариях к нашей сегодняшней текстовой трансляции в ТГ-канале общаются северяне, которые откровенно не поддерживают ни городских, ни областных, но в этом вопросе большинство оказались едины. Сегодня депутаты Мурманского совета, несмотря на то, что их полощут в СМИ и «анонимных» ТГ-каналах, продемонстрировали единство в защите интересов мурманчан. Откровенная война, которую Ольга Дзюба дипломатично назвала противостоянием, была развязана властью субъекта с целью подчинения депутатов отнюдь не во имя интересов горожан, а в угоду личной выгоды. И здесь депутаты заняли «круговую оборону», продемонстрировав единство идеи, а не преданность Сысоеву или Веллеру.

Я не знаю, чем завершится эта баталия, но пока ощущение дежавю не покидает: каждый губернатор, каждый сити-менеджер, каждый мэр говорят о том, что положат конец противостоянию (войне) подъездов. И каждый раз начинается новый виток противостояния (войны). А ведь порой достаточно лишь сесть за стол переговоров и как минимум с уважением отнестись друг к другу, выслушать предложения депутатов по различным городским вопросам. Так, глядишь, противостояние сойдёт на нет, а там – и война закончится.